Бонсай в горшках уже довольно популярен в нашей стране, а вот садовый бонсай, выращиваемый в открытом грунте, пока встречается редко. При слове «бонсай» многие представляют себе деревце в горшке, например, сосну или дуб, которое является абсолютной копией настоящего лесного гиганта, только крошечных размеров.
Цепочка образов, связанных с бонсаем, продолжается: Япония, семейная реликвия, кропотливый уход. Как правило, на этом цепочка обрывается у людей, которые не увлекаются этим видом садового искусства и особой философией.
Нас интересует не классический бонсай, которому посвящено множество книг и статей, а садовый. В чём их сходство и различие — попробуем разобраться.
С востока на запад
Искусство выращивания карликовых деревьев зародилось в Китае не позднее II века нашей эры, а по некоторым данным, в первом тысячелетии до нашей эры.
Достоверно неизвестно, что стало причиной появления нового направления в садоводстве. Возможно, это была прихоть богатых правителей Поднебесной. Или же миниатюрные растения были созданы даосскими философами, которые считали их вместилищем духов природы. Есть также версия, что уменьшение размеров растений было вынужденной мерой из-за нехватки места для жилья в перенаселённых китайских городах.
Как бы то ни было, выращивание крошечных деревьев стало китайской традицией. А в Средние века об этом новом искусстве узнали в соседней Японии. Там бонсай получил такое широкое распространение, что сейчас он ассоциируется почти исключительно с японской культурой и философией.
Искусство бонсай особенно развилось в XVIII–XIX веках. В то время представители разных слоёв японского общества, от простых горожан до членов императорской семьи, считали почётным делом, а многие даже необходимостью иметь у себя карликовые деревья в горшке и уметь за ними ухаживать.
Сейчас в Японии действуют тысячи школ и студий бонсай. За столетия в этой стране были выработаны многочисленные стили, которые дополнили изначальные архетипы китайской школы. Также были разработаны правила любования этими живыми объектами, которые заключают в себе символическую силу и мудрость природы.
Европа познакомилась с бонсаем только в начале прошлого столетия. Тогда здесь прошли первые выставки миниатюрных деревьев солидного возраста. С тех пор мода на бонсай существует по всему миру, в том числе и в нашей стране.
В старину японцы находили материал для бонсая в природе: высоко в горах и на бедных каменистых пустошах они искали карликовые деревца, необычный внешний вид которых был следствием суровых условий произрастания. Позже стали использовать обычные сеянцы и саженцы деревьев и кустарников. Их подвергали обрезке и прищипке, меняли форму и направление роста ветвей, а также применяли черенкование и прививку. В последнее время всё чаще используют ретарданты — препараты, которые замедляют рост растений.
Главная задача бонсая — имитация природного облика старого дерева, которое многое повидало на своём веку.
Бонсай без горшка
Строго говоря, садовый бонсай, подразумевающий выращивание специально формованных деревьев в открытом грунте, словом «бонсай» называть не совсем верно.
Дело в том, что в переводе с японского термин буквально означает «растение в плошке» или даже «растущее в плошке». То есть название не указывает на вид растения — это может быть кустарник или травянистый многолетник, например злак. В классическом варианте такое допустимо, а в случае с садовым бонсаем обычно работают только с деревьями и реже — с «малоствольными» кустарниками.
И самое главное — садовый бонсай выращивают без всякого горшка.
Отличие садового бонсая от традиционного имеет несколько важных последствий.
- Во-первых, выбор растений приходится резко ограничивать в соответствии с климатическими условиями места, где высаживают и культивируют бонсай.
- Во-вторых, выращивание этих растений не предусматривает их регулярную пересадку и обрезку корневой системы, что значительно облегчает уход за ними. Однако это заставляет активнее реагировать на интенсивный рост надземной части.
- И наконец, следуя тезису о пропорциональности всех элементов сада, садовый бонсай может и должен иметь значительно большие размеры по сравнению с традиционным.
Садовый бонсай иногда сравнивают с топиарными формами, но это не одно и то же. В восточной практике деревья формируют в соответствии со стилистическими течениями, наработанными в этом искусстве.
При выборе стиля формирования, безусловно, принимаются во внимание не только характер роста и габитуальные черты того или иного ботанического вида, но и индивидуальные особенности каждого растения.
Разнообразие стилей
Существует множество стилей бонсая. В практике садового варианта этого искусства чаще всего используют лишь некоторые из них.
Теккан, или вертикальный стиль, предполагает формирование дерева с прямым, кряжистым стволом, очищенным снизу от веток, и сильно сужающейся кверху кроной.
Стиль моеги также предусматривает вертикальный ствол, но он бывает волнообразно изогнут. При этом ближе к вершине амплитуда изгибов уменьшается.
Реже работают в стилях сякан и кенгай. В них деревья формируются с наклонным стволом и ниспадающими в одну сторону ветвями, что создаёт флагообразный вид дерева, стойко переносящего капризы природы.
В наших питомниках можно увидеть привозной садовый бонсай в стиле кабудати. Он характеризуется тем, что из основания ствола в разные стороны вырастают несколько скелетных ветвей, завершающихся шапками хвои или листвы. Если при этом ствол более-менее протяжённый, то такое дерево, напоминающее метлу, относят к стилю кабудати.
Также можно встретить растения с двойным или тройным стволом. Это своего рода варианты букетной посадки, которые называются хокидати.
Одним из самых изысканных и редких стилей считается саримика. В этом стиле формируют деревья с отдельными сухими сучьями или даже с отсутствием фрагментов коры на стволе. Карликовые патриархи с участками голой древесины производят сильное впечатление.
Для изменения формы ствола и ветвей, а также для направления их роста в соответствии с творческим замыслом используют различные приспособления, главным образом толстую проволоку.
Как это делается
Для создания бонсай используют различные материалы и инструменты: тросики, верёвки, грузы, бамбуковые бандажи, рамки и рейки, а также проволоку, обычно медную. Проволоку стали применять для фиксации положения ствола и ветвей только в конце XIX века.
Процесс превращения обычных деревьев в изящный бонсай выглядит следующим образом. Сначала выбирают дерево и удаляют слабые, тонкие и сухие побеги, прореживая крону и оставляя ограниченное количество скелетных ветвей. Затем, в зависимости от выбранного стиля, проводят кронирование дерева, обрезают его верхушку и переводят на боковой побег.
С помощью перечисленных приспособлений, в основном толстой проволоки, изменяют форму ствола и ветвей, направляя их рост в соответствии с творческим замыслом.
Проволоку обматывают вокруг основных побегов, создавая проволочный скелет будущего бонсай. Концы тонких побегов закрепляют с помощью бамбуковых палочек и решёток, которые скреплены тонкой проволокой или бечёвками. Такой каркас остаётся на дереве несколько лет, пока ствол и ветви не зафиксируются в нужном положении.
Кроме того, каждый год проводят подрезку и прищипку побегов. Укорачивание выполняют несколько раз в год с помощью секатора и специальных ножниц. Прищипку чаще всего делают пальцами, надламывая весной «молочные» побеги. Эту процедуру легко выполнить на хвойных растениях (ель, сосна, лиственница) в начале их весеннего роста, когда хвоинки собраны вместе с побегом или только начинают отходить от него.
У лиственных деревьев прищипку и подрезку побегов обычно проводят много раз в течение вегетационного периода, чтобы ограничить рост. В результате на концах ветвей можно сформировать эффектные густые «подушки» или плоские «тарелки».
Стоит помнить, что фантастический облик бонсай — это не самоцель. Главная задача — имитация природного облика старого дерева, которое многое повидало на своём веку.
Выбираем дерево
Какие же деревья и кустарники подойдут для создания бонсай? Японцы используют преимущественно местные виды растений, а природа Дальнего Востока славится исключительным флористическим богатством, поэтому выбор у них весьма обширный.
Однако на приусадебном участке в средней полосе России некоторые традиционные для японского сада растения могут пострадать или вовсе замёрзнуть в первую зиму. Поэтому мы не будем высаживать такие виды, как криптомерия японская, тисс остроконечный, японская красная сосна и японская белая сосна. Хотя в Японии именно они считаются одними из самых популярных хвойных деревьев для формирования бонсай.
В наших широтах можно выбрать следующие деревья и кустарники: ель обыкновенная, ель колючая, сосна обыкновенная, сосна веймутова, сосна кедровая европейская, кедр сибирский, низкорослые сосна горная и кедровый стланик. Можно использовать и декоративные формы этих хвойных растений.
Также стоит обратить внимание на хорошо вегетирующие у нас виды лиственниц, пихт и можжевельников, тую западную и тсугу канадскую — они могут стать привлекательными низкорослыми бонсаями.
Садовый бонсай из лиственных деревьев и кустарников встречается в наших торговых сетях гораздо реже. В питомниках тёплых стран Азии и Европы для этого чаще всего используют фикусы, буки, грабы, рододендроны, дзелькву, гранат, клён японский, камелию японскую, разные цитрусовые и красивоцветущие вишни и сливы, которые объединяют под названием «сакура».
В наших условиях выбор лиственных видов совсем не плох. Можно экспериментировать с берёзами, дубами, вязами, каштанами, многими ивами, а также клёнами. Некоторые клёны имеют вполне восточный облик, например клён приречный, клён маньчжурский или клён ложнозибольдов.
В роли сакур выступят похожие на них декоративные яблони, абрикос маньчжурский, вишня войлочная, черёмуха мелкопильчатая, сливы уссурийская, корейская и китайская, которые по весне покрываются воздушным облаком цветков.А ведь есть ещё рябины, дёрены, бересклеты, некоторые азалии.
Да мало ли ещё древесных видов способен превратить в изысканный японский бонсай увлечённый русский садовод.
Пространство для бонсай
Бонсай — это растительный и художественный элемент, который подходит не для любого сада. Во-первых, стоит помнить, что бонсай — часть чужой для нас культуры. Поэтому его экзотический вид в привычных ландшафтах средней полосы может вызвать ощущение диссонанса и дискомфорта.
Кроме того, бонсай будет выглядеть нелепо в пёстром палисаднике, среди обычных деревьев и кустарников или рядом с грядками укропа.
Для бонсай нужна особая обстановка и окружение. Как символ вечности и сил природы, бонсай организует и гармонизирует пространство вокруг себя. Он будто заряжает его первородной энергией и настраивает сознание человека на восприятие базовых ценностей.
Однако это касается не всех, а в основном тех, кому близко мироощущение народов Дальнего Востока и их каноны красоты.
Поэтому в обычном саду найдётся не так уж много мест, где бонсай будет смотреться естественно. По большому счёту их всего два.
- Во-первых, это уголок, оформленный в восточном стиле, или, в крайнем случае, целый участок, стилизованный под японский сад. Здесь будет уместна геопластика, лаконичный дизайн, сдержанные цвета, а также натуральные материалы. В таком ландшафте могут быть отдельные деревья в стиле бонсай или даже целая роща. Кстати, в укрытых от ветра местах на участке можно попробовать вырастить бонсай из растений группы риска, например из кипарисовика тупого, сосны чёрной или клёна дланевидного.
- Второй вариант — это одиночная посадка «солитерная» эффектного бонсай в парадной части участка. Здесь этот представитель древнего искусства может стать абстрактным экзотическим элементом, своеобразной точкой притяжения внимания , а потому может неплохо сочетаться с совершенно разными вариантами оформления участка вплоть до сногсшибательных проектов в стиле модерн или хай-тек.
Ознакомиться с полным ассортиментом бонсая можно в интернет-магазине eliteforest.ru.